Как показывает анализ отечественного и мирового опыта организации безопасности на железнодорожном транспорте, одними из основных причин аварий, крушений и браков в работе являются в большей степени, неправильные действия работников, связанные с движением поездов и производства маневровой работы. То есть в центре системы по обеспечению безопасности на железной дороге находится человек.
Усложнение техники на железной дороге сделало целесообразным применение различного рода тренажеров для обучения, контроля знаний и аттестации персонала.
Теоретическое обучение будущих и аттестация настоящих дежурных по станциям (далее ДСП) должно закрепляться практическими занятиями.
Одним из подразделов практической части является обучение ДСП на так называемых пульт-табло имитации управления работой станции, где они получают навыки оперативного реагирования на нестандартные ситуации и правильного алгоритма действий по управлению процессом передвижения поездов на станции и перегонах.
В начале XXI века на железных дорогах Украины все больше и больше появляется новых систем контроля и управления процессами передвижения поездов, сопровождающиеся обязательными аттестацией и повышением квалификации обслуживающего персонала и персонала управления. Появились новые автоматизированные рабочие места (далее АРМ) которые, как показала практика, уменьшили влияние человеческого фактора на рабочий процесс и облегчили выполнение поставленных задач.
На станциях появились новые пульты-табло
управления с обновленной светодиодной
индикацией, что повысило качество
информационности для ДСП и значительно
снизило нагрузку на органы зрения работников.
Переход на новое оборудование не только не
вызвал трудностей с освоением у дежурных,
но им стало намного комфортнее работать.
Проблемы, связанные с обучением и повышением квалификации персонала остались актуальными и по сегодняшний день. В связи с этим научно-исследовательскими институтами и предприятиями железных дорог Украины были разработаны системы имитации управления работой станций и установлены в пассажирские вагоны, которые назвали вагонами-тренажерами.
В наши дни каждая из железных дорог: Юго-западная, Донецкая, Приднепровская, Южная, Львовская, имеют на своем вооружении минимум по одному вагону-тренажеру.
ООО «НПП КС-МИСАТ» в настоящее время является лидером по внедрению таких тренажеров на железных дорогах Украины.
Тренажерные комплексы разработанные нашим предприятием позволяют проводить обучение, повышение квалификации и проверку знаний ДСП и операторов горки.
В тренажерных комплексах реализованы все зависимости ЭЦ с маршрутным набором (МРЦ-13) и ГАЦ, эмуляция поездного и маневрового движения в парках станции, в зоне сортировочной горки и сортировочного парка. В системе предусмотрено введение всех видов неисправностей ЭЦ, ГАЦ, аварийных и нестандартных ситуаций. Осуществлена технологическая связь на цифровой АТС и запись переговоров с помощью архиватора речи.
Работа в зоне действия ЭЦ осуществляется с помощью стандартных пультов-табло. Управление работой горки осуществляется на стандартных горочных пульт-табло и отображается в режиме реального времени на мониторах, в режиме 3D симуляции на 32-42“ мониторах со звуковым сопровождением протекающих процессов. Трехмерная визуализация в реальном времени позволяет адекватно отображать помимо штатных ситуаций различные нештатные или аварийные ситуации.
Новейшей разработкой «НПП КС-МИСАТ» является: "Тренажерный комплекс сортировочной станции для технического кабинета станции Основа и станции Кременчуг Южной железной дороги.
5 пультов-табло стационарного типа, 2 из которых отображают 2 станции с выходом на 2 двухпутных перегона и 3 рабочие места: ДСПГ, оператора 2-ой тормозной позиции и оператора 3-ей тормозной позиции или пост башмачника.
Визуальное отображение с помощью 3D графики процесса роспуска вагонов на горке, навыков работы в системе, обладающей сложными внутренними связями.
Для теоретического изучения имеются настенные наглядные пособия.
Одновременно в вагоне-тренажере могут проходить обучение и тестироваться 10 человек.
Внедрение тренажерных комплексов позволит повысить качество знаний и навыков оперативных работников, что значительно повысит безопасность движения поездов.
«НПП КС-МИСАТ» были произведены и внедрены:
вагоны-тренажеры:
Тренажерный комплекс вагона-тренажера Львовской дирекции перевозок.
Тренажерный комплекс вагона-тренажера Херсонской дирекции перевозок.
Тренажерный комплекс вагона-тренажера Харьковской дирекции перевозок.
классы-тренажеры участка железной дороги:
класс-тренажер участка железной дороги Купянской дирекции;
класс-тренажер участка железной дороги Сумской дирекции;
тренажерные комплексы сортировочной станции:
тренажерный комплекс сортировочной станции для технического кабинета станции Основа (ЮЖД);
тренажерный комплекс сортировочной станции для технического кабинета станции Кременчуг (ЮЖД).
трнажерный комплекс сортировочной станции для технического кабинета станции Нижнеднипровск-Узел (ПриднЖД).
ООО «НПП КС-МИСАТ» может разработать по Вашему заданию любые обучающие комплексы для служб железных дорог.